Учим читать: 2 популярные методики.

Здравствуйте дорогие мамы! Сегодня в своей статье я постараюсь ответить на четыре вопроса:

1) Какой возраст оптимален для начала занятий, обучающих чтению?

2) Зачем учить читать дошкольника?

3)Как понять читает Ваш ребенок или еще не совсем?

4)Расскажу о 2 самых популярных нетрадиционных методиках чтения.

1) Какой возраст оптимален для начала обучающих чтению занятий?

Итак, первое, о чем хотелось бы Вам рассказать. О самом может быть животрепещущем. Это об оптимальном возрасте начала обучения чтению. Вспомним о возрастных задачах. Возрастная задача рождается в самом ребенке в самые разные периоды его жизни. Это наиболее приоритетная задача для успешного развития, практически потребность. Если игнорировать эту потребность, то развитие будет протекать искаженно. Многие разработчики методик обучения чтению призывают начинать обучение то с 3 месячного возраста, то с 3 лет. Понятно, что у 3 месячного ребенка, совсем иные возрастные задачи, нежели у 5 летнего или годовалого ребенка. И в них изначально не входит стремление обучиться читать и писать. Это естественное стремление приходит в 3,5-4 года. Когда малыш спрашивает маму: «Что тут написано? Прочитай». Или просит папу: «А напиши мое имя, а какая это буква, а какая цифра?». Например, Мария Монтессори, еще сто лет назад отмечала возраст эксплазивного письма -самопроизвольного письма. Когда в 4 года дети сами начинают писать каракули, подражая письму взрослых. Таким образом, если мы ставим перед собой цель обучить ребенка именно читать. Имеет смысл это целенаправленно делать в сенситивный для чтения возраст в 3,5-4 годика. Не раньше.

2) Зачем учить читать дошкольника?

Все мы знаем, что нужно обучать дошкольников чтению. Но все-таки интересно, а зачем? Процесс обучения чтению развивает такие высшие психические функции как: внимание, память, восприятие, мышление и речь. Это значит, что если даже ребенок просто учиться читать и зачитает еще не скоро, он упражняет неречевые функции. Учась различать буквы формируется зрительное восприятие, да и сам процесс запоминания букв развивает память. Пока ребенок учиться складывать буквы в слоги, а слоги в слова, просыпаются такие мыслительные операции как анализ и синтез. А связь чтения и устной речи очевидна даже не педагогу. Письменная речь т.е. чтение и письмо надстраивается над устной и тянет последнюю за собой. Если малыш с удовольствием учится читать, то незаметно для него самого: расширяется словарь, развивается фонематический слух. И кругозор становится шире. Самостоятельное чтение формирует ребенка-исследователя, умеющего находить и анализировать информацию. Очень полезно каждый день читать ребенку вслух. Однако, только на слушании далеко не уедешь в современном обществе, в частности в школе. Нынешний ученик должен знать, где раздобыть ту или иную информацию, вычленить главное и применить на практике. В итоге, если ученик не смог усвоить навык чтения в положенные программой сроки, то он неизбежно становится отстающим. Давайте разберемся, что нужно сделать, для того, чтобы этого не произошло.

3)Как понять читает Ваш ребенок или еще не совсем?

Определимся, что представляет собой навык чтения. Есть две крайности в определении сформированного навыка чтения. С одной стороны мама, которая хвастается на детской площадке: «Мой ребенок знает буквы, он читает!». Это не имеет никакого отношения к чтению. Другая крайность это представление о чтении как о таком процессе, когда человек умеет читать тексты и хорошо понимать смысл прочитанного. Чтение это не узнавание знакомых слов, это даже не знание букв. Чтение - это сложнейший психофизиологический процесс, имеющий несколько уровней и подуровней. Читающим может считаться ребенок, который в состоянии прочитать незнакомое слово. Ребенок, овладевший механизмом чтения понимает, как рождается, склад, открытый слог, слово. Необходимые навыки для чтения сформированы. И не важно, что это пока только коротенькие слова типо: кот, дом. Наращивание слогов в слове при чтении дело наживное.

4)Расскажу о 2 самых популярных современных методиках чтения.

Итак, мы поставили перед собой цель обучать ребенка чтению, которому уже исполнилось 3,5 года. Сейчас в магазинах есть столько учебных пособий, столько методичек, что глаза разбегаются и выбрать подходящий способ бывает подчас трудно. Мамы в растерянности, ведь каждый автор считает свою методику самой лучшей и эффективной. На самом деле все книжки основаны на 3 методиках обучения чтению. В природе русского языка ничего больше не существует.

1 методика это традиционный фонемный или звуковой метод. Посредством, которого учились читать мы с Вами. Ребенок сначала учит звуки, потом буквы, а потом научается соединять буквы в слоги и читать по слогам слова. Считается, что он подходит только для деток с 4-5 лет, потомучто в его основе заложено хорошее развитие мыслительных и речемыслительных процессов, аналитико-синтетической деятельности мозга. То есть ребеночек должен быть абсолютно, хорошо развивающимся и тогда в 4,5-5 лет он может успешно начать осваивать чтение с помощью традиционного метода. Но учиться читать по традиционному методу обучения для современных детей- скучно. Также у этого метода есть один существенный недостаток. Ребенку с конкретным мышлением очень тяжело бывает подчас выучить буквы и звук, а после этого осознать принципы слогослияния. Иногда осознание этого процесса занимает по полгода. Естественно, помимо затрудений в учебной деятельности, здесь мы получаем вторичные сложности психолого-педагогического порядка- исчезновение учебной мотивации.

Сегодня я расскажу о двух других популярных методах – нетрадиционных:

I. Методика Зайцева.

Одним из них является методика Николая Александровича Зайцева.

Ее главный принцип –«Играть, а не учить!». Методика Зайцева это уникальная многофункциональная систематизированная экспресс-методика у которой есть ряд особенностей, отличающих ее от традиционных и привычных для мам и пап методов обучения чтению.

1)Минимальной единицей чтения в ней выступает склад, а не буква как в традиционном методе. Склад это не совсем слог. Склад это такой слог, при котором сначала произносится согласный звук, а затем – гласный: ВЕ, МИ, СЕ, КУ. Как ни удивительно, но складом лингвисты считают и одиночные гласные и согласные: А, К, Б. Прислушайтесь к себе: при произнесении звука А вы ощутите тонкие мышечные напряжения в области глотки, а уж затем почувствуете выдыхаемую струю воздуха. Значит, у вас получился склад – согласный плюс гласный. Складовой метод обучения чтению считается самым физиологичным, ведь все детки начинают лепетать именно складами: ба-ба-ба, дя-дя-дя.

2)Теперь поговорим о составе учебных материалов методики. Есть основные элементы этой методики. А есть второстепенные, которые украшают методику, повышают ее эффективность. Начнем с главных элементов. На первое место я бы поставила кубики. В чем уникальность кубика. Во-первых, они полые и внутри у них есть различный наполнитель. На каждом кубике изображены склады, которые взрослый с малышом пропевает. Склады пропеваются в определенной последовательности, так называемой матрицы, которая изображена на таблице. Это выглядит вот так: ЛУ, ЛО, ЛА, ЛЭ, ЛЫ, Л. Кубиков в наборе 64, они различаются по весу, размеру, цвету и наполнителю. По наполнителю и цвету кубики подразделяются на железные, деревянные и золотые. На железных кубиках серого цвета- внутри которых железо, изображены звонкие слияния, звонкие звуки другими словами(Ма, Ту, Ро).. Но у дошкольника мышление конкретное, ему пока сложно освоить такие абстракции как звонкий или глухой звук. Это дедушка может быть глухим например, но никак не звук, это не понятно для ребенка. И кубики Зайцева природосообразно (т.е. опираясь на мышление и восприятие ребенка) облегчают переход к этим абстрактным понятиям, через конкретику. На деревянных кубиках изображены глухие слияния и внутри соответственно деревяшечки. Также еще бывают золотые кубики. На них изображены гласные. Кубики различаются по- размеру, бывают большие и маленькие. На больших кубиках изображены твердые слияния, а на маленьких мягкие звуки или буквослияния. Так же есть кубик со знаками препинания, который ни чем не наполнен. Кубики Зайцева различаются по весу. Это очень важно, поскольку происходит опора даже на барорецепторы, которые отвечают у нас за давление в ладошках. Таким образом ребенок с помощью этих кубиков получает конкретную информацию из всех органов чувств, через зрение, через слух, через барорецепторы и даже через стреогностические ощущения т.е. способность получать информацию через тактильный контакт и ощупывание. Для занятий Вам также потребуется большая настенная таблица, по которой можно пропевать большие и маленькие кубики и составлять слова с помощью указки. Такие упражнения развивают также мышечную память или память тела. Также для занятий нужны складовые картинки. Складовая картинка имеет картинку и подпись изображенного объекта сверху в которой черным выделен ударный склад. С обратной стороны написано просто слово без картинки. С помощью этих картинок, ребята во-первых расслабляются в процессе обучения чтению, существуют очень динамичные игры с этими картинками. Во-вторых происходит обучение беглому чтению, схватыванию слова целиком. Не по-складам, не по буквам, а глобально -это очень важный этап обучения чтению. Складовые картинки бывают двух видов: цветные и силуэтные. Я рекомендую родителям преобрести именно силуэтные картинки, поскольку при их использовании в большей степени развивается зрительное мышление и наглядно-образное.

3) Немного поговорим об этапах и плане занятий. Методика Зайцева считается уникальной экспресс-методикой. При соблюдении некоторых правил детки в норме обучаются чтению максимум за 3 месяца. Благодаря признакам кубиков и такому расположению складов в таблице -склады быстро запоминаются.

На подготовительном периоде обучения ребята просто учатся манипулировать с кубиками. Желательно чтобы на этом этапе ребенок не знал букв. Поскольку знание букв приводит к распадению склада -чего мы не хотим. Мы минуем этап слияния звуков, а сразу выходим к слогам. Именно за счет этого происходит такая высокая эффективность обучения. Отдельные буквы запоминаются сами собой в процессе обучения. На первом этапе мы обязательно выкладываем все кубики снразу и знакомим с ними ребенка. Неправильно как некоторые педагоги делают выкладывать по 1-2 кубику – это ошибка. Ребенок знакомиться с таким большим кол-вом материала, но благодаря его четкой систематизации и опоре на таблицу очень быстро разбирается с ним. Каким образом? Мы проводим различные игры. Например, игра «Классификация»- кладем два обруча и ребенок под веселую музыку должен положить все железные кубики в один, а деревянные в другой, если игра происходит с другими ребятами, то включается соревновательный момент и интерес возрастает. Это пожалуй, единственная методика с помощью которой ребенок, может научиться читать ни разу не присев. Идет профилактика и осанки и переутомления и гиподинамии.

Чуть позже, на втором этапе, мы подключаем таблицу. Вначале каждого занятия пропеваем склады по таблице. Можно составлять разные слова с помощью указки, ребенок сам может находить части этих слов.

Кроме вышеперечисленных преимуществ у методики Зайцева есть высокий коррекционный эффект. С помощью, этой методики можно обеспечить профилактику речевых, психоречевых нарушений и даже коррекцию этих речевых нарушений. Пропевание складов например, способствует профилактике запинок и заикания и многих других речевых нарушений или предрасположенности к ним, а также способствует развитию мелодико-интонационных компонентов речи. Так вот если мы возьмем эту методику в 3,5 года, то мы будем развивать чтение и вторую важную возрастную задачу-развитие речи. А если мы возьмем эту методику например в 1,5 года, то мы будем преследовать не менее важную цель-стимуляцию речевого развития, речевой активности, пополнять объем словаря, развивать мелодико-интонационные компоненты речи. И только уже во вторую очередь ожидать, а вдруг зачитает. Потому что бывают редко, но бывают, особенно среди девочек, детки, которые в 2,5-3 года уже могут зачитать, но еще раз повторюсь, это бывает редко-скорее как исключение из правил.

Скорость обучения чтению зависит от:

1)Систематичности и регулярности занятий. Я бы рекомендовала сочетать домашнее обучение и 2-3 раза в неделю заниматься с профессионалом.

2)Соблюдать все правила организации занятий. Не использовать ни в коем случае вместе с методикой Зайцева традиционный метод.

3)Кадровый вопрос. У методики существует очень много нюансов, их необходимо все учитывать.

4)Важно учитывать мотивацию ребенка к обучению. Ребенок должен хотеть играть с кубиками. При занятиях дома малыш может капризничать -это нормально. Где еще можно расслабиться как не дома. В этом случае отложите занятие, но оставьте кубики в зоне доступа, чтобы ребенок мог в любой момент вернуться к ним.

II. Методика Глена Домана

Очень популярна среди мам методика американского ученого Гленна Домана, где малышу примерно с 4 месяцев предлагается показывать карточки с написанными красным цветом словами и озвучивать написанное. Минимальной единицей чтения здесь будет не звук и не буква, а целое слово. Малышу предлагается в игровой форме запомнить множество слов, написанных на карточках. После того, как малыш запомнит некоторое количество слов, он начинает узнавать их в любых условиях: на вывесках, надписях на продуктах, в книге. После двух лет в лучшем случае это происходит. Этот метод оказался незаменимым в работе с глухими и слабослышащими детками; собственно говоря, именно в сурдопедагогике он наиболее разработан. Однако после 2-3 лет обучения глобальному чтению, когда глухой малыш научился воспринимать слово как картинку, не осознавая его элементов, педагог переходит на звуко-буквенный метод обучения, то есть разделяет слово на карточке по буквам. Многие мамы используют методику как основную при обучению чтению деток в норме. По некоторым данным лишь 1-2% детей чьи мамы самоотверженно довели дело до конца, действительно научились читать. Как же так вышло? Психофизиологическая основа этого метода довольна проста. Оказывается ребенок интуитивно догадывается как рождается слово и начинает читать новые слова.

Но, на мой взгляд, ценность данной методики - в тренировке механической памяти. В последнее время проведены исследования, которые выявили, что приблизительно к 2 годам или раньше детки теряют интерес к работе с карточками, так как мозг ребенка все же имеет предел для восприятия графической информации. Некоторые ученые отмечают и механистичность этого подхода, при котором малыш не активный участник обучения, а пассивный «компьютер», в которого вкладывают биты информации. Есть данные и о нарушениях грамматического строя речи, которые проявляются у малыша позже. Общеизвестно, что слова в английском языке не изменяются по родам и падежам. Именно поэтому метод чтения целыми словами там очень популярен. В русском же языке огромное количество словоформ, слова изменяются и по падежам, и по родам, и по числам и по временам. Например, слово шить может изменяться различными способами: пришить, ушить, сшить, подшить; или : шил, шью, сошью, шитье и т.д Все это многообразие русского языка невозможно отразить на карточках, что и может приводить к недоразвитию способности к словообразованию словоизменению.